ГРУППА ПОЛНОГО ДНЯ

38 км Новорижского шоссе, КП «МЕЛОДИ»

ЗВОНИТЕ НАМ:
8 (916) 254 27 03
8 (916) 248 29 41

Адаптация детей

 

Живя в семье, в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

 

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У некоторых детей процесс адаптации сопровождается рядом временных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

 

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)

 

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула

 

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не «стыке» двух групп, т. е. является пограничной.


Что должны знать и уметь родители:

 

Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми и детьми (в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома, т.е. в различной обстановке), тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

 

Сопроводительный рассказ о садике перед посещением и во время адаптации ребенка может быть очень полезен. Рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

 

Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке, желательно, в присутствии близкого человека. В первый день знакомство с воспитателем, направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

 

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Необходимо:

— до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).

— в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

— приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

 

Сразу хотим заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хотим Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

 

Уходим незаметно

Так насколько же надо увлечь ребенка, чтобы ваш уход прошел для него незамеченным? Удастся улизнуть или нет, вот в чем вопрос.

На первый взгляд, может показаться, что легче улизнуть, пока малыш занят с воспитателем в детском саду, чем выдерживать утомительный ритуал прощания. Однако ребенок не так прост. Обычно он отвлекается от игры как раз в тот момент, когда вы уже у двери. И как он это должен понимать? Что вы безответственны, и он не может доверять вам? В следующий раз, когда вы станете искать шанс удрать незаметно, он будет следить за вами как маленький ястреб и провожать вас из комнаты в комнату.

Вам, ребенку и воспитателю станет намного легче, если вы будете заранее готовить малыша к своему уходу. Поделись с ним, куда вам надо идти и зачем, и как это важно для вас, и не забудьте сказать, что вы скоро вернетесь к нему. Будьте любящими, но твердым. Вы лишь сообщаете ребенку о своих планах, а не просите у него разрешения отлучиться. Вы не нуждаетесь в его разрешении. Возможно, ваша кристальная искренность вызовет слезы у малыша, но он будет предупрежден о вашем уходе и не почувствует себя обманутым.

Когда вы ушли

Теперь вам предстоит побороть собственную тревогу. Как там малыш? Что с ним? Вы не в состоянии не думать о нем. Не сопротивляйтесь желанию позвонить воспитателю, хотя прошло лишь полчаса или около того. Если ребенок успел расположиться к воспитателю, он, вероятно, успокоится через несколько минут после вашего ухода. Теперь вы нуждаетесь в утешении. Вам необходимо знать, как обстоят дела с вашим отпрыском.

Забирая ребенка, старайтесь не опаздывать, хотя он еще и не умеет считать время. Напоминайте ему, что каждый раз вы возвращаетесь вовремя. Приучитесь объявлять ребенку с бодрым торжествующим видом: «Видишь, я говорила, что вернусь, вот я и здесь!»

Главное, что нужно запомнить:

  • Ребенок разрывается между жаждой независимости и потребностью в вашей поддержке
  • Даже если опасности не существует, страх ребенка вполне реален
  • Ваши чрезмерные опека и мнительность при расставании плохо действуют на ребенка, который начинает сомневаться в своей безопасности в ваше отсутствие
  • Разговаривайте с малышом о том, что пугает его. Покажите ему, как вы любите его и как стремитесь понять все его опасения
  • Знакомьте ребенка с воспитателем
  • Придумайте несложный, но запоминающийся ритуал своего ухода и возвращения